• 18 июля 2016, понедельник
  • Москва, Крымский вал, вл. 2, Парк искусств МУЗЕОН, Павильон ШКОЛА (м. Октябрьская)

Разделение чувственного / Монументальная скульптура: победы и поражения

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ
2840 дней назад
18 июля 2016 c 19:30 до 21:30
Москва
Крымский вал, вл. 2, Парк искусств МУЗЕОН, Павильон ШКОЛА (м. Октябрьская)

Где, как не в декорациях скульптурной коллекции МУЗЕОНА говорить об искусстве советской эпохи? Этим летом в Павильоне ШКОЛА мы изучим отечественное наследие XX в. Проект включает в себя три полноценных курса: «Советское искусство и визуальная культура», «Монументальная скульптура: победы и поражения» и «Судьба образов: эстетика и идеология отечественного кино». Мы поговорим о том, как политический и эстетический дискурсы ХХ века формировали, по теории Жака Рансьера, «чувственные очевидности» советской культуры, и попытаемся понять, что это значит для нас сегодня. Курс «Монументальная скульптура: победы и поражения» подготовлен совместными усилиями Высшей школы [ХПМТ] РГГУ, Государственной Третьяковской галереи и Парка искусств МУЗЕОН

18 июля — 15 августа, по понедельникам, в 19:30
Павильон ШКОЛА, Парк искусств МУЗЕОН 
(м. Октябрьская, напротив Парка Горького).

Скульптура, особенно монументальная, требует серьезных материальных вложений, ее создание невозможно без участия заказчика, государства или общественности. В связи с этим интересно сопоставить скульптурные образы, созданные в советское и постсоветское время, отношение пафосное и ироничное.

В нашем курсе мы не будем ограничиваться рассказом о достижениях в искусстве скульптуры, но поговорим и о проблемах, возникавших при проведении многочисленных конкурсов проектов, и требованиях, помешавших воплотить множество достойных из них.

Мы также рассмотрим монумент как «гений места»: в Москве есть пространства, которые настойчиво требуют присутствия скульптуры и где памятники с поворотами нашей истории сменяли друг друга. Наконец, интересна тема современных парков скульптуры: на примере лучших из них с их различными задачами и концепциями собирания мы продемонстрируем, насколько активную, созидательную роль приобрела скульптура в организации городского и ландшафтного пространства в современном мире.

ПРОГРАММА КУРСА:

18 июля, 19:30 — Язык скульптуры и особенности монументальной формы

Городская скульптура – монумент, памятник или декоративная статуя – обращена ко всем и каждому. Скульптура в городском пространстве призвана заострить внимание на какой-либо идее, напомнить о значимом событии или личности, а также одухотворить, украсить, облагородить место. Монументальная скульптура – произведение искусства. Но не обязательно идти на выставку или в музей, чтобы увидеть ее. Место монументальной скульптуры – улица, площадь, сквер или парк. Из каких впечатлений складывается наше суждение о памятнике? Насколько важны в восприятии скульптуры свет, форма, масштаб, соотношение объема и массы? Первая лекция – о специфике языка скульптуры и особенностях монументальной формы.

Лектор: Лариса Бедретдинова - кандидат искусствоведения, сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, автор книг «Александровский ампир» и «Екатерининский классицизм», автор цикла лекций «Язык скульптуры», «История русской скульптуры» в ГТГ.

25 июля, 19:30 — Жизнь монумента в пространстве города

Город – живой организм, который постоянно меняет свой облик, растет и расширяется, реконструируются старые пространства, появляются новые здания, образуются новые площади и улицы, создаются новые монументы и памятники. Постоянные трансформации вносят коррективы в восприятие прежних памятников. В лекции будут рассматриваться – преимущественно на примере Москвы – отдельные монументы и скульптурные ансамбли, их основные типы, принципы синтеза искусств в советской скульптуре.

Лектор: Елена Бушуева – искусствовед, старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, эксперт в области современной скульптуры, автор курса лекций по скульптуре 18- 20 века в ГТГ.

01 августа, 19:30 — Монумент: идея и образ

Лекция посвящена разговору о монументальном образе как призыве и как знаке памяти. Мы рассмотрим оценку разных исследователей осуществления монументальной пропаганды в 1918 – 1921 гг. и её последствий для развития советской скульптуры. Слушатели узнают о практике проведения конкурсов и истории создания отдельных памятников и ансамблей Москвы (Красный стадион; памятники Я.М.Свердлову, М.Горькому, П.И.Чайковскому и др.). Как создавалась скульптурная группа «Рабочий и колхозница»? Какова роль скульптуры в ЦПКиО, ВСХВ-ВДНХ? Чем интересна скульптура Московского метрополитена? Далек ли от нас героический пафос предыдущих поколений (сравним старые и новые памятники Чехову, Шолохову, Достоевскому) и возможна ли ирония в монументальной скульптуре? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на лекции.

Лектор: Лариса Бедретдинова — кандидат искусствоведения, сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, автор книг «Александровский ампир» и «Екатерининский классицизм», автор цикла лекций «Язык скульптуры», «История русской скульптуры» в ГТГ.

08 августа, 19:30 — Гений места – скульптурное воплощение

Если город – единая художественная среда, то монументы в нём – акценты в градостроительной структуре. На лекции обсудим план реконструкции Москвы 1935 года и поговорим о замысле Дворца Советов. Вы узнаете, как делаются пространственные акценты и как функционирует их скульптурное оформление в пространстве города. На лекции также будут рассмотрены проблемы и значение замены памятников на поворотах истории (Тверская площадь – площадь Моссовета; Воробьевы горы; Гоголевский бульвар; стрелка Обводного канала).

Лектор: Елена Бушуева – искусствовед, старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, эксперт в области современной скульптуры, автор курса лекций по скульптуре 18- 20 века в ГТГ.

15 августа, 19:30 — Опыт организации парков скульптуры за рубежом и в СССР

Возникновение и широкое распространение парков скульптуры за рубежом началось в 50-х годах ХХ столетия. Парки скульптуры и ныне существуют во многих европейских столицах. На лекции будут рассмотрены практики организации парков скульптуры в разных странах в исторической перспективе. Мы поговорим о первом и уникальном парке скульптуры Мидлл Хайм в Бельгии, посвященном истории европейской скульптуры с начала ХХ века, о всемирно известном японском парке скульптуры Хаконэ, о парках, сформированных за счет проведения больших скульптурных биеннале, и о парках Советского Союза, оказавшихся вне России, – парке в городе Паланга в Литве и большом парке в Бишкеке.

Лектор: Людмила Марц – искусствовед, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи, куратор ряда выставок «Острова современного искусства», «Михаил Дронов. Скульптура. 1960-2000», «Лазарь Гадаев. Скульптура» «Виктор Корнеев. В поисках света» и многих других, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры.

БИЛЕТЫ

Вы можете приобрести как былеты на отдельную лекцию (350 рублей), так и абонемент на весь курс из 5 встреч (1500 рублей). 

Для покупки билетов выберите, пожалуйста, интересующие вас дату и количество билетов внизу этой страницы. После этого вам нужно будет заполнить короткую регистрационную форму и выбрать один из способов оплаты онлайн.

Все вопросы, касающиеся курса, Вы можете задать по телефону [ХПМТ]+7(925)308-69-13. Будем рады Вам помочь!

СХЕМА ПРОЕЗДА

Павильон ШКОЛА находится рядом со входом в парк со стороны Крымского вала. От входа нужно пройти 100 метров по уходящей направо деревянной дорожке. Подробную схему проезда можно посмотреть по ссылке 

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше