• 30 мая 2016, понедельник
  • Москва, Парк искусств МУЗЕОН, павильон ШКОЛА (м. Октябрьская)

Разделение чувственного: советское искусство и визуальная культура. Специальный проект [ХПМТ] РГГУ и Парка искусств МУЗЕОН

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ
2890 дней назад
с 19:30 30 мая до 19:30 28 июня 2016
Москва
Парк искусств МУЗЕОН, павильон ШКОЛА (м. Октябрьская)

Где, как не в декорациях скульптурной коллекции МУЗЕОНА говорить об искусстве советской эпохи? Этим летом в Павильоне ШКОЛА мы изучим отечественное наследие XX в. Проект включает в себя три полноценных курса: «Советское искусство и визуальная культура», «Монументальная скульптура: победы и поражения» и «Судьба образов: эстетика и идеология отечественного кино». Мы поговорим о том, как политический и эстетический дискурсы ХХ века формировали, по теории Жака Рансьера, «чувственные очевидности» советской культуры, и попытаемся понять, что это значит для нас сегодня.

Лекции будут проходить по понедельникам в 19:30 павильоне «Школа» Парка искусств Музеон (м. Октябрьская, напротив Парка Горького).

Интерпретация советского опыта — одна из центральных задач для сегодняшних исследователей. Наши представления о визуальной культуре, институциональном контексте и художественных процессах СССР чрезвычайно мобильны и открыты для самых разных точек зрения, образуя то поле автоматического консенсуса, то конфликты относительно противоречивых явлений.

В данном курсе мы предлагаем рассмотреть искусство разных периодов СССР в расширенном контексте. Не ограничиваясь отдельными произведениями и их анализом, лекторы расскажут о связи искусства с медиа-средой, культурной политикой и широким полем визуальной продукции.

Такой подход позволяет рассмотреть феномены "неофициального" искусства, концептуализма, соцарта как часть советской культуры с ее конвенциями, идеалами и способами визуальной репрезентации.

Куратор курса: Борис Клюшников, философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, автор публикаций по проблемам онтологии искусства.

ПРОГРАММА КУРСА:

30 мая, 19:30 — Реализм и критика модернизма в СССР

30-ые годы ознаменовались сменой вектора развития искусства. Социалистический реализм предлагал альтернативу модернизму, возвращая в круг интересов проблему классики, станковой картины, изображения человеческой фигуры и репрезентацию новой советской действительности в целом.

Однако реализм не был простым возвращением и реставрацией. Нельзя его описать и исходя из прямой отсылки к смене политической конъюнктуры, включив его тем самым в широкое понятие «тоталитарных стилей». Соцреализм не просто воскресил постулаты предшествующего XIX века, но воспроизвел эстетические противоречия XX века на новом уровне, предваряя многие постмодернистские техники. Так или иначе, проблема взаимоотношений реализма и модернизма при должной нюансировке оказывается гораздо сложнее простого противопоставления и оказывается в сегодняшнем контексте важным для интерпретации советского искусства историческим узлом. На лекции будут рассмотрены некоторые современные концепции реализма в СССР и его взаимоотношения с радикальным авангардом и модернизмом.

Лектор: Кирилл Светляков - заведующий Отделом новейших течений Третьяковской галереи. Среди кураторских проектов: «Не игрушки?!» (2009, Государственная Третьяковская галерея), «Невыносимая свобода творчества (2010, Дом культуры Всероссийского выставочного центра, Москва), «Заложники пустоты» (2011, Государственная Третьяковская галерея). Автор монографий: «Илья Машков» (2007), «Александр Тышлер» (2007). Сфера интересов: русское и западное искусство XIX-XХ веков, современное искусство и музейная критика.

06 июня, 19:30 – Советский конструктивизм и современная философия

Современная философия (особенно такие направления как новый материализм и объектно-ориентированная онтология) за последние 10 лет совершила амбициозную попытку переопределения статуса материальных объектов.  Вещи больше не воспринимались пассивно как вспомогательные материалы, позволяющие человеку распространить свою власть. Скорее, они также как и люди, наделяются важной политической ролью, выступают в качестве полноправных акторов социального мира.

Такая повестка современной мысли оказалась очень близка к раннесоветскому производственному искусству. Родченко призывал освободить «вещи» от капиталистической эксплуатации, превратив их из «товаров» в «товарищей», намечая очень важную стратегию социалистического объекта.  В книге Кристины Кэр «Imagine no Possessions» этот горизонт советской вещественности и материальности позволяет нам лучше понять художников раннесоветского времени с их утопическими идеалами нового взаимодействия с миром. На лекции будут рассмотрены интерпретации вещей и объектов в конструктивизме и в современной философии. 

Лектор: Борис Клюшников – теоретик искусства и куратор, зав. кафедры теории современного искусства "БАЗА", преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ.

13 июня, 19:30Искусство «оттепели». Как авангардисты стали нонконформистами. 

Оттепель – время перемен и надежд. За восемь лет (1956-1964) – с разоблачения культа личности на ХХ съезде КПСС до свержения Хрущева – был осуществлен колоссальный прорыв во всех областях  жизни советского общества, в том числе в науке и культуре. Запуганная Сталиным и разрушенная войной страна возрождалась.

Но в молодом искусстве начали происходить столь радикальные перемены, что к ним власть оказалась не готова. После знаменитого скандала на выставке в Манеже в декабре 1962 года, когда  Хрущёв подверг резкой критике творчество авангардистов, и вплоть до Перестройки, советское искусство будет поделено на два лагеря – официальное и неофициальное.

На лекции вы узнаете, как правительство СССР боролось против абстракционизма и формализма и как художники создавали новый мир и отстаивали творческую свободу.

Лектор: Юлия Лебедева — искусствовед, куратор выставок, арткритик. Куратор музейно-выставочного проекта «Другое искусство» в РГГУ (экспозиции коллекций Леонида Талочкина, 2000-2014 и Михаила Алшибая, 2014 — настоящее время, выставочная деятельность, связанная с темой коллекций). Сотрудничала с фондом искусства «IN ARTIBUS» и фондом художника Михаила  Рогинского. Работает также как независимый куратор. В разное время сотрудничала с газетами "Время новостей", журналами «Плюсы и минусы», «Креатив &Creativity», "Культпоход", «Афиша", «Art Exis», «Артхроника», "Искусство" и "Арт-гид". Вела программу "Картинки с выставки" на радио "Культура». Автор статей по искусству ХХ века и современному искусству.

20 июня, 19:30 - Постмодернизм в советском искусстве

Если говорить о Советском союзе как о едином проекте, то это проект модернистский — основанный на вере в универсальные просвещенческие ценности и на центральном значении индустриального технического прогресса для своего развития. Однако внутри истории культуры Советского союза были и антимодернистские, и постмодернистские тенденции. 

Таковы некоторые аспекты сталинской культуры: к примеру, архитектура постконструктивизма, предвосхитившая архитектуру постмодернистскую; таково и неофициальное искусство 1970-х и  1980-х (концептуализм и соц-арт); таково, наконец, и официальное искусство 1980-х. 

В каких отношениях эти тенденции находятся друг с другом, с мировыми течениями в культуре и с общесоветской — модернистской — спецификой? 

Лектор: Глеб Напреенко — историк искусства, художественный критик. В 2012-2013 гг. — редактор журнала «Артхроника». В 2013 г. стал одним из редакторов сайта openleft.ru. Главный редектор журнала «Разногласия». В качестве автора сотрудничал с сайтами colta.ruartchronika.ru, «Художественным журналом», журналами «Артхроника», «Искусство» и «Диалог искусств». Читает лекции по истории и теории искусства XX века.

27 июня, 19:30 — Джон Кейдж и советская музыка

Авангардный проект расширил границы музыкального произведения, вовлекая в него немузыкальные элементы, будь то технология или элементы повседневной жизни. В данном режиме композитор стал художником и преодолел границы музыки, поставив вопрос о том, что есть искусство. Музыкальные теории Авраамова и Масолова концептуализировали музыку, превратив ее в средство современного искусства.

Визит Джона Кейджа в СССР послужил возвращению интереса к концептуальной фигуре композитора-художника и повлиял на музыку позднесоветских композиторов. Лекция «Джон Кейдж и советская музыка» обращается к опыту трансформации отношения к звуку советскими композиторами  под влиянием Кейджа, к пониманию звука как обьекта, а также непосредственному опыту общения Кейджа с ключевыми участниками отечественной музыкальной и художественной сцены во время визита композитора в СССР.

Лектор: Никита Спиридонов - художник, композитор, историк музыки, участник группы u/n multitude. Родился в 1986 году в Москве. Окончил ГМПИ им. Ипполитова-Иванова в 2010 году (там же аспирантуру) как композитор и Институт БАЗА в 2013 году как художник. В составе u/n multitude, по случаю первой персональной выставки группы на СТАРТЕ (ЦСИ Винзавод), написал манифест, в котором обозначил появление нового жанра в искусстве — «политических партитур». 7-я политическая партитура «Дворец культуры» была реализована u/n multitude в рамках основного проекта VI Московской биеннале современного искусства в Центральном павильоне ВДНХ.

БИЛЕТЫ

Вы можете приобрести как былеты на отдельную лекцию (350 рублей), так и абонемент на весь курс из 5 встреч (1500 рублей). 

Для покупки билетов выберите, пожалуйста, интересующие вас дату и количество билетов внизу этой страницы. После этого вам нужно будет заполнить короткую регистрационную форму и выбрать один из способов оплаты онлайн.

Все вопросы, касающиеся курса, Вы можете задать по телефону [ХПМТ]: +7(925)308-69-13. Будем рады Вам помочь!

СХЕМА ПРОЕЗДА

Павильон «Школа» находится рядом со входом в парк со стороны Крымского вала. От входа нужно пройти 100 метров по уходящей направо деревянной дорожке. Подробную схему проезда можно посмотреть по ссылке 

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше